Зимние походы открывают совершенно новые горизонты в исследование новых районов и территорий. Когда мороз сковывает окружающую природу, можно строить совершенно нетривиальные маршруты по замерзшим озерам и рекам, покрытым снегом болотам, ранее совершенно не проходимым.
Открываются новые преимущества — можно поставить палатку где хочешь, почти любая поверхность ровная и адаптивная под лагерь. Но появляются и новые вызовы,
даже если вы очень опытный турист в летних походах, снежные условия подтолкнут вас к изучению нового способа передвижения: на лыжах или снегоступах, а также снег позволит сделать совершенно изящное решение — отказаться от рюкзака и полностью разгрузить спину, используя большие сани-волокуши.
Поговорим о плюсах, минусах и особенностях их применения.
Большие сани в походе называются — сани-волокуши (в старину: волока, волокуша, волочуга, волочня, волочень, волоковица, колодка). Особое приспособление для перевозки грузов, которое было распространенно в северных и северо-восточных губерниях Российской империи, предок саней. В XIX веке в толковом словаре Даля было указано: «есть деревни в непроезжих лесах и болотах; жители не знают колеса, а ездят, по мокрому моху, на волочугах...»
В англоязычном пространстве есть определение Pulks — это система из саней, упряжи и сцепки между пользователем и санями. Skipulk — та же система, но с жесткой сцепкой, чтобы контролировать сани на крутых спусках. Ну и другие схожие термины вроде expedition snow pulk.
Идеальные районы использования саней-волокуш — Арктика, Антарктида и Гренладния. Безграничные снежные пространства, настоящие раздолье! Естественно применение больших саней не ограничивается 3 районами, а применимо везде, где можно двигаться на лыжах по относительно плоскому рельефу, избегая большие участки густого леса. Такие условия распространены на Кольском полуострове, Приполярном Урале, Ямале, Чукотке или Камчатки, а так же в не продолжительных походах по средней полосе.
Например, я неоднократно использовал сани-волокуши в походах по Подмосковью, с успехом таща за собой огромную палатку Tentipi на 17 чел и печку, в совокупности перевозя по 40кг.
В лыжных походах по Кольскому северу в районе Имандры, Хибин, Колвицы, Териберки, Ловозерских тундр и привлекаю друзей, ходить в том же стиле. Эксперименты с разными вариантами упряжи, размера саней, фиксации груза, привели к определенным выводам и рекомендациям по подготовке саней, о которых будет в следующей статье.
Для формирования полного комплекта придется приложить руки и творческое видение. Т.к. готовый комплект саней от зарубежных брендов вроде Acapulka и Fjallpulken стоит около 700 евро, а доставка крупногабаритного груза в Россию обойдется еще 600 евро, такая покупка становится не очень целесообразной.
Поэтому я каждый год обновлял и улучшал комплект и крайний раз обратился к хорошему товарищу - Денису, он мастер в Территории Странствий и предложил реализовать задумку с вшитым мешком в сани и упряжью. Результат оказалась очень удачным и удобным, поэтому было решено сделать уникальный продукт на отечественном рынке - "сани Арктика” с вшитым мешком из прочного нейлона 420D 150 г/м.кв., с PU пропиткой 2000мм, что позволяет защитить вещи от мокрого снега. У саней специально обрезан верх, а борта усилен алюминиевыми вставками и вшиты ручки.
Результат удачно прошел тест и теперь его можно заказать:
Я люблю отправляться на природу один, это позволяет открыто и глубоко чувствовать ее красоту.
Соло-походы несут больше рисков, поэтому я тщательно изучаю туристическое снаряжение, это моя вторая любовь.
Третья, это делиться с людьми опытом, подробными отчетами и вдохновлять на новые путешествия, именно поэтому создал этот блог.