В моих планах было в январе сходить на неделю в одиночный поход. На любимом севере, в этом время еще слишком короткий световой день, смотрел на другие регионы с простой логистикой и относительно безопасный маршрут. Южный Урал по всем параметрам подходил, осталось выбрать конкретное место. Написал знакомым и одному из главных популяризаторов Урала - Олегу Чегодаеву, получилось 3 варианта:
Больше всего приглянулся маршрут Зюраткуль - хр. Нургуш - Тюлюк. Не такой многолюдный как Таганай, при этом можно идти по хребту, выше зона леса, а значит меньше тропить, при этом любуясь видами)) Туда и отправился, но в процессе маршрут пришлось скорректировать и после хр. Нургуш вернуться в Зюраткуль, о чем будет дальше.
Маршрут проходит по Нац парк "Зюраткуль" , никаких особых ограничений для туриста это не влечет. Вход бесплатный, движение по всему нац парку свободное, местами есть маркировка маршрутов и указатели.
Самая высокая точка на маршруте - большой Нургуш 1406м., она же самая высокая гора Челябинской области. Лесная зона обычно заканчивается на высоте около 1.100м., далее курумник или грунт, зимой превращающийся в ветровой наст.
Старт из поселка Зюраткуль на высоте 724м., здесь же самое крупное высокогорное озеро Урала - Зюраткуль. Максимальная глубина 12м, длина береговой линии 29км, используется в водоснабжении города Сатка. Лед надежный, нац парк приводит следующую информацию:
“Зюраткуль относится к типу озер с устойчивым ледоставом продолжительностью 6–7 месяцев. Установление ледостава наблюдается в среднем 24 октября. Начало разрушения ледостава, то есть появление закраин наблюдается в первой половине апреля. Средняя продолжительность ледостава на озере — 202 суток, период свободного от льда — 160 суток. Максимальная толщина льда наблюдалась в 133 см.”
Эту же информацию подтвердили местные рыбаки, разумеется стоит быть внимательным в местах устья рек.
Урал славится своим ветром и это обязательно нужно учитывать при подготовке. Перед датами моего похода, т.е. в середине января держалась ветренная погода, 16-20 м.с., если что, выше 20 м.с. считается штормом. дневная температура -15С, по ощущениям -30С и так в течении 10 дней.
Естественно со всей суровостью ветра можно столкнуться именно на вершине, в лесной зоне ощутимо комфортнее. Поэтому установку лагеря, лучше устраиваться в зоне леса.
На гисметео есть дневник погоды для пос. Тюлюк 550м. Посмотрел прогноз в январе с 2015г.:
Снега здесь много, тропежка в зоне леса была 30-40 см. При этом на вершине местами видно траву. Ветер здесь часто и такой силы, что выдувает до земли. По указателям троп на картах openstreetmap проходили снегоходные следы. некоторые припорошены, местами еле различимы с тропежкой 0-20 см., очень облегчали передвижение, где были.
На сайте нац парка Зюраткуль, нам сообщают следующие данные по снегу:
“Устойчивый снежный покров образуется, как правило, в третей декаде октября. Залегание снежного покрова очень неравномерно. Высота значительная может достигать 75–80 см. Средняя дата разрушения устойчивого снежного покрова приходится на 20 апреля, ранняя 21 марта, поздняя 3 мая. В мае и даже июне возможны сильные снегопады.”
Старт моего маршрута из пос. Зюраткуль, он находится между Уфой и Челябинском. Поэтому можно добираться из обоих городов, в зависимости от цены авиа билетов и т.д.
От Уфы до Сатки можно добраться поездом с пересадкой, далее на такси в пос. Зюраткуль.
Более простым мне показался вариант до Челябинска. От центрального автовокзала Челябинска “Юность” ходит автобус № 517 до города Сатка, это ближайший город к пос. Зюраткуль. Время в дороге около 4 часов, стоимость билета 500р.+ багаж 300р. в 2021г. Туда и обратно мне попался большой автобус с багажным отделением, но может быть и маршрутка, какой приедет транспорт, будет зависеть от количества выкупленных билетов, перевозчик подстраивается по ситуации. В пиковое время, утром и вечером больше вероятности большого автобуса, можно узнать заранее позвонив им. В нужном направлении ходят и другие номера автобусов.
От города Сатка, до пос. Зюраткуль брал такси, адекватная цена 1.100р. на 2021г. Такси взял прямо на автостанции в Сатке.
Расстояние между Челябинском и городом Сатка - 190 км. Автобус в пути 4 часа
Расстояние между городом Сатка и поселком Зюраткуль - 32 км. Половина дороги чистится грейдером, на легковушке можно спокойно проехать. Такси в дороге 50 мин.
Удобная форма заполнения анкеты, вносите данные о себе, маршруте, контакты близких.
В МЧС нужно позвонить перед выходом на маршрут и по его окончанию. Дежурный или оператор МЧС будет звонить каждый день, в заявке всегда указываю номер связующего, который отслеживает по спутниковому трекеру, чтобы в местах отсутствия связи, сохранялся контроль.
ссылка на регистрацию маршрута в МЧС: https://forms.mchs.gov.ru/registration_tourist_groups
Наконец-то я перешел с билайна на мегафон, проиграл в стоимости тарифа, но выйграл в покрытии. Мегафон ловил в пос. Зюраткуль и на озере 4G, далее связь пропадала в лесу и появлялась на вершине хр Нургуш. Подготовил ссылки, чтобы проверить покрытие вашего оператора.
Также использовал трекер Iridium RockStar 360, брал тариф на 300 поинтов за 2.950р. Ежедневно поддерживал связь, получал прогноз погоды и каждые 30 минут передавал координаты местонахождения.
Погодные условия, холод, обморожение. Температура зимой менее предсказуема чем летом, в зависимости от влажности и скорости ветра, ощущения холода может значительно отличаться. Одежду и снаряжение беру с запасом, это значит что коврик, спальник и палатка полностью отвечают возможным температурам и ветру. Продумана система варешек и перчаток, всегд есть несколько теплых, запасных. Теплая куртка, утепленные самосбросы и бахилы для лагеря. Немного запасных вещей, на случай если провалился в воду. Список снаряжение будет в конце статьи. Понимание где находишься и куда идти при нулевой видимости, использование навигатора или компаса с картой. Я тщательно прорабатываю маршрут с множеством вариантов аварийных выходов, в процессе использую чаще maps.me, если телефон не показывает или нужно свериться, то Garmin etrex 20x и бумажные карты.
Поломки. На морозе снаряжение ломается существенно чаще, по моим ощущениям это начинает происходить при температурах ниже - 25С. Важно иметь ремнабор и инструменты для ремонта.
Рельеф. На Урале в первую очередь это курумник. Большие валуны присыпана снегом, движение в таких местах происходит без лыж, поэтому легко провалиться между камней и застрять или повредить ногу. Старался строить маршрут так, чтобы максимально обходить участки с курумом
Состояние снега. В зависимости от погодных условий, скорость передвижения зимой можно отличаться в разы. По свежему снегоходному следу можно комфортно проходить 20 км. В отсутствие следа, при глубокой тропежке в соло или малыми группами можно и не пройти 5 км. Этот фактор всегда непредсказуем и требует тщательной проработки маршруты и путей аварийного выхода.
Волки. В нац парке Зюраткуль есть стаи волков. Отстрел естественно запрещен, поэтому можно сталкнуться с их следами. МЧС и местные жители сообщили что случаев нападения не было, поэтому рекомендовал бы иметь фальшфейер или шумовые пиропатроны сигнала охотника, на всякий случай.
Лавины. Риск лавин на Южном Урале минимален. Рельеф преимущественно лесной, в безлесных зонах и на вершинах много крупного курумника, который удерживает массы снега и частые ветра, превращающие снег в ветровой наст. Все эти факторы снижают лавинную опасность, у меня на маршруте визуально не было опасных участков. Конечно это не делает рельеф полностью безопасным, даже маленькая лавина может полностью засыпать, поэтому всегда стоит оценивать ситуацию.
Учитывайте, что у меня был соло поход на 6 дней в январе. При других обстоятельствах, расклады могут отличаться.
Камус. Брал два камуса, короткий нейлон и длинный мохер, чтобы протестировать и понять особенности. Длинный камус был настолько хорош, уверенно держал на крутых взлетах и даже на ветровом насте, при этом хорошо скользил, что необходимости в коротком просто не было. На данный момент сделал следующие выводы:
Важно. Материал камуса сильно влияет на скорость передвижения.
Также надо учитывать на чем идут другие участники команды. Если у всех короткий камус из мохера, а вы с длинным камусом из нейлона, то на прямой можно прихереть так, что мало не покажется, при этом быстрее и увереннее двигаться на подъемах и мерзнуть ожидая остальных. В другом, командном походе, была ситуация, когда по озеру все шли на насечке, а один участник с коротким камусом из нейлона и порой он сильно прозревал, так как затраты энергии на движение разные. Вывод, хорошо, когда все участники в одинаковых условиях.
Обед. Брал по два бутерброда на день, в обед с салом и сыром, на ужин с колбасой и сыром. Стоит отказаться от бутерброда на ужин, из-за слишком большого веса. Бутерброды на обед хорошо заходят при температурах до -15С. Если температура ниже, то брать термос для еды и заваривать с утра полноценный обед.
Магги. Не брать магги, слишком жирный котелок, лень отмывать)) Лучше сливочное масло переложить в пластиковую упаковку.
Снежные колья. Обязательно использовать карабины на снежных кольях. Эксперементировал с облегчением и просто привязал репшнур к колышками и цеплял на оттяжки, способ оказался не жизнеспособным, под нагрузкой репик закручивается, путается, на холоде долго и сложно распутывать.
Палатка с больший тамбуром зимой, это очень комфортно. Больше актуально для соло, потому-что и так сидишь в палатке, пока готовишь. Группой актуальность теряется, так как в большинстве случаев организуется площадка под кухню. Соответственно большой тамбур очень актуален для командных походов по тундре и открытым пространствам.
Снять резинку с клапана рюкзака Klattermusen Tor 100L. Не использую, а они цепляются за ветки, когда на скорости проезжаю мимо деревьев.
Термоштаны Sivera Snow, при движение хороши только холоднее -15С. В более теплую погоду, полходит тонкое термобелье с тянущимся софтшелл с вентиляцией.
Ходовая Куртка софтшелл - бомба! Ни разу не снял, все походы в ней, идеальный выбор. Максимально хорошо дышит, блокирует ветер.
Всегда заклеивать пятку от мозолей в лыжном походе. Решил поэкспериментировать, и не клеить, потому-что ботинок отлично сидит и на двух дневных выходах не было проблем, но на четвертый день натер мозоль. Система с тонким лайнером и теплым носком отлично работает, но достаточно разболтаться шнуровке на пару часов и результат очевиден) Буду как и раньше, заклеивать всю пятку еще в городе и снимать по возвращению домой. Если у вас есть другие проблемные точки, то клейте везде, где сможете. Сделать это уже в походе сложнее, холоднее и обычно поздно.
Ставить палатку в лесной зоне. В зимних походах, по возможности ставить палатку в закрытых лесной зоной участках, а не красивых, чем обычно я занимаюсь в остальные три сезона. Ветер и холод с малой подвижностью в лагере, такое себе удовольствие.
Флисовые, тонкие перчатки с полностью отрезанными пальцами для использования смартфона, плохо зарекомендовали себя. Остальные действия с железными и другими предметами, сильно морозят пальцы. Еще попробовал с частично надрезанными пальцами перчатки, существенно лучше, но не идеально. Буду искать тонкие флисовые варежки с открывающимися пальцами.
Я люблю отправляться на природу один, это позволяет открыто и глубоко чувствовать ее красоту.
Соло-походы несут больше рисков, поэтому я тщательно изучаю туристическое снаряжение, это моя вторая любовь.
Третья, это делиться с людьми опытом, подробными отчетами и вдохновлять на новые путешествия, именно поэтому создал этот блог.