21 сентября 2020

Лыжный поход у Белого моря

Кандалакша, Кольский п-в

Фотография Лыжный поход у Белого моря

Лыжный поход у Белого моря

Впервые задумался о лыжным походе, будучи на тропе по Ловозерским тундрам, в домике у реки Чивруай. Проходя маршрут в июне и наслаждаясь видами, заглянул в него, чтобы отдохнуть и увидел на столе тетрадь с записью: “17 февраля, - 25С. Днем видели росомаху, ночью сияние, мороз сильный, красота сумасшедшая”. И прям почувствовал, что пора в зимний поход! 

До реализации еще было далеко, так как зимние условия осложняются дополнительным опасностями и снаряжением. Но прошло 4 месяца и я начал готовиться к походу на туристических лыжах с камусом и санями на жесткой сцепке. Кропотливая подготовка, выбор лыж, креплений, ботинок, спальника, саней и маршрута. Вдохновлялся роликами Erik Normark и ребятами из Спорт-Марафона.

Мне нравится ходить подальше от цивилизации, где нет людей. В прошлом году видел на Риск.ру статью от БаЗиЛиО, где по данным агрегатора hiker.ru в феврале-марте ходят всего лишь 2-5% от общего числа коммерческих походов. Зима - это отличная возможность уединиться с природой.

Ощущения в морозную ночь совершенно иные нежели летом. Луна освещает верхушки заснеженных сосен, а вокруг палатки звериные следы. От звезд на небе тяжело оторваться, но холод с каждой минутой уговаривает залезть в спальник. А утром, когда лучи подсвечивают иней на тенте палатки, складывается ощущение, будто просыпаешься в пещере.

В следующем году, придется забросить фрирайд и снова отправиться на лыжах с палаткой.


Подготовка маршрута

Выбор Кольского п-в был однозначным, но над точной локацией еще думал. Чаще всего туристы ходят в районе Хибин и Ловозерских тундр, но лавиноопасность в этих районах отталкивала. Уже попадал в лавины катаясь в Хибинах.

Цель была охватить как можно больше рельефа и получить максимальный опыт для следующих походов. Нашел более безопасный район у города Кандалакша. Горы там ниже, более лесистые и разрозненные, т.е. при сомнении, можно спокойно обойти не через перевал, а по равнине вокруг. 

МЧС подтвердило, что лавиноопасность в районе Кандалакши очень низкая.


Транспорт

Ехали поездом Москва - Мурманск, до Кандалакши. Так как сани не проходили по правилам провоза багажа:

“Каждый пассажир имеет право бесплатно провозить с собой на 1 проездной билет, кроме мелких вещей, ручную кладь весом не более 36 кг (для вагонов с 2-местными купе (СВ) – 50 кг), размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см.”

Сани выглядели большими и устрашающими, плюс впритык входили на верхнюю полку багажа, решили не рисковать на месте и оплатили за багажное отделение, стоимость за 1 сани около 300р. На деле это обычное купе в одном из вагонов, где нет нижних кроватей. Ценные вещи взяли с собой и обмотали пленкой, все как мы любим при авиаперелетах:)

От станции до начала маршрута искал такси, все машины маленькие, но это север, а здесь невероятно много отзывчивых людей и нас подбросил проходящий мимо водитель джипа.

Выходили с маршрута в Лувеньги. По расписанию ходят автобусы, пришли на остановку за два часа и терпеливо ждали. К сожалению, курсируют маршрутные такси, типа мерседес, без места под багаж, и мы в него не влезли. Вызвали такси Лувеньги-Кандалакша стоит 500р., около 20 минут езды.


Регистрация в МЧС

Удобная форма заполнения анкеты, вносите данные о себе, маршруте, контакты близких. Можно оставить ссылку на маршрут.

В МЧС нужно позвонить перед выходом на маршрут и по его окончанию. Само МЧС будет отзваниваться каждый день. Связь у меня ловила не всегда, поэтому приходило по 2 сообщения о пропущенных звонках утром и днем, по возможности перезванивал и сообщал, что все в норме.

МЧС в Мурманске: (8152) 39-99-99


Регистрация маршрута в МЧС по ссылке:


Можно найти контакты снегоходчиков, чтобы в случае непредвиденной ситуации, можно было оперативно добраться до цивилизации. Снегоходчиков очень много, катаются и по густому лесу и по перевалам и в выходные и в будни. Скорее всего вы встретите именно их, чем другую туристическую группу.



Идем по снегоходке.

Безопасность

Безопасность при подготовке разделил на 4 основных пункта.

  • Ремнабор и дублирующие вещи. В ремнаборе полотно по металлу, пластины для стыковки, на случай поломки лыж, саморезы, запасные снежные кольца на палки, хомуты, заплатки на коврик, запчасти для горелки и т.д. Добавлю отдельную статью с подробным списком. Из дублирующих вещей брали мультитопливную и газовую горелку, на случай поломки и для теста зимнего газа, запасные варежки, шапку, треккинговую палку, и т.д.
  • Обморожение. Одежду и спальник с ковриком брали с запасом, под самую низкую возможную температуру. Плюс каталитические грелки из декатлона, которые не сработали в холодных условиях.
  • Лавины. Район незнакомый, на перевалах и ущельях возможны лавины. Старые системы в виде лавинных лент малоэффективны. Поэтому в походе использовали комплект бипер+щуп+лопата. Биперы взял у друзей, остальное свое. Отрабатывали поиски перед походом и в последний день перед отъездом.
  • Звери. Для защиты при встречи с зверьми брал фальшфейер и сигнал охотника. В регионе водятся лисы, лоси, волки, росомахи и возможны очень редки встречи с медведем. Также предметы используются при необходимости подачи сигнала спасателям.

Полезные мелочи

Щетка. Утром смахивал конденсат внутри палатки, чистил камус, сумки от снега и т.д. Штука невероятно полезная, при своем малом весе. 

Мазь от мороза. Мазь Полярная, использовали 1 раз перед выходом и иногда вечером, защищает кожу лица и губ от ветра и мороза. Из-за хронического насморка натер нос, который невероятно сильно болел, даже спасатель не помог. В след раз нужно мазать жирным кремом перед сном.

Большие карманы на ходовой одежде. Ту же мазь невозможно выдавить пока не разогреешь, аккумуляторы не работают или садятся быстрее, поэтому большие нагрудные карманы очень выручали, забивал их до отказа.

Две горелки. Тестировал бензиновую горелку и газовую с зимним примус. Обе работали отлично, особенно порадовал газ Primus Winter в -20С. Две горелки повышают безопасность в случае поломки и ускоряют приготовление.

Пластиковые коробки. Сани позволяют совершенно иначе скомпоновать груз. Использовал коробки из фикс прайс, чтобы сохранить электронику и еду в целости. Коробки легкие, дешевые, на дно постелил куски пены для амортизации.

Разделочная доска или поджопник. Подставляли под бензиновую горелку, дает устойчивость на снегу, а газовый баллон не так замерзает.

Термос и пенка. Алена обмотала пенкой термос, чтобы изолировать от холода. Теперь его можно положить на снег и не бояться, что увеличатся теплопотери, защищен от ударов и царапин.

Две лопаты. Ощутимо ускоряет процесс подготовки лагеря.




При использовании крышки термоса, обязательно протирайте ее от воды, иначе капли замерзают и в следующий раз открыть крышку стоит больших усилий.



Что не пригодилось

Топор. В первый день срубил сушину и разжег костер, это атмосферно и классно, но слишком большие трудозатраты. Готовить на нем не собирались, небольшой костер не греет, а для большого уже требуется рыть яму и больше дров. Топор буду брать в походы с большим количеством дневок, небольших переходах или у множества рек, озер, рубить лед, либо при группе от 4 человек. 

Термос с супом на обед. Пригодилось, но полезность под вопросом. Использовали сублимированные супы Гала-Гала. Утром вместе с завтраком кипятили дополнительные 0,6л. для термоса с едой. Супы оказались очень жиденькими и не питательными. Чая, бутербродов с колбасой/салом и сыром хватало, чтобы перекусить. В следующий раз попробую пойти без супа, это позволит сэкономить на весе термоса и трудозатрат на кипячении.


Погода, Температура

В наш поход в 2020 г. с 27.02 по 04.03 дневная температура была -7 -15С, ночная -23 -35С. Слабый ветер 1-4 м.с. Эта зима была самой теплой за последние 50 лет, поэтому до и после похода была плюсовая температура днем, что сильно сказалось на снеге и льде. Снега выпало очень много, все местные говорили, что давно такого не было, но при этом из-за плюсовой температуры он спрессовался и превратился в наст. На лыжах обычно проваливались на 10-20 см, без лыж по пояс. Глубина снега в среднем 1.5 - 2м. Светало около 8:00 утра, но солнце ползет очень медленно и лучи грели к 11:00 часам. Заходило в районе 19:00, еще 40 мин красивого заката и полностью темнеет. На закате температура стремительно падает вниз, поэтому стоит утеплиться заранее. Во время похода снег шел только 1 день, остальное время ясно/солнечно. 

Наилучшее время для лыжного похода на Кольский, с середины февраля до конца марта. В январе и начале февраля обычно стоят сильные морозы и слишком короткий световой день, а в апреле устанавливается плюсовая температура днем, что затрудняет передвижение и увеличивает лавиноопасность.

Мы хотели дойти до островов в заливе Белого моря, но лед из-за перепадов температур нестабильный. Визуально все в порядке, нет промоин и темного снега, но у остров течение усиливается и подмывает лед. Звонил в МЧС, чтобы узнать ситуацию со льдом, но они не владеют информацией. Набрал 101, там оперативно передали мой номер начальнику спасотряда Кандалакши, и он подробно обрисовал ситуацию. Решили встать лагерем на берегу. У моря другой микроклимат, это была самая холодная ночь, хотя по прогнозу она не отличалась от предыдущей.


Связь

На Кольском п-в лучше всего ловит мегафон, я пользователь билайна, поэтому всегда беру вторую симку от мегафона. Ниже карта покрытия большой тройки. 


Одежда

Днем в ходовое время на мне всегда было термобелье для отвода влаги, 1 пара носков, штаны софтшелл, флиска и виндстопер. Шапка виндстопер, в зависимости от температуры и ветра добавлял балаклаву виндстопер и баффы. На руках очень тонкие перчатки, на них перчатки виндстоперы, при необходимости поверх их надевал еще теплые перчатки. 

На остановках и перекусе накидывал пуховку. На остановках тело начинает остывать через 10 минут, кровь от конечностей уходит к груди и через 5 минут начинают замерзать руки. Поэтому важно при каждой остановке надевать пуховку.

Когда что-то делаешь, приходится снимать верхнии перчи и оставаться в тонких, достаточно 1 минуты, чтобы руки замерзли и чувствительность пальцев потерялась. Восстановление рук возвращается с сильной болью.

Вечером и утром на биваке надевал 2 флиски, виндстопер, пуховку и парку Аляску. На голову еще одну шапку. Для рук на смену были теплые варежки, но использовал их не часто, т.к. не позволяют работать с мелкой моторикой.

Вечером после ходового дня, оставался в лыжных ботинках Альфа, а утром надевал сапоги с теплым из спальника вкладышем. Понял, что данная система для меня неудобна, в следующий поход возьму бахилы Баск. Сапоги могут быть актуальны при температурах около 0 и множестве ручьев на маршруте. Бахилы компактнее и хороши тем, что не приходится переобуваться для утепления, а ноги у меня весь поход были сухие и не уставали от ботинок.

В самую холодный вечер, начал мечтать о пуховых штанах и самой теплой пуховке, что только существует.


Лыжи, крепления, ботинки.

При выборе лыж, я понимал, что ходить буду много, малыми группами или один. В основном на Кольском п-в, а также в планах приполярный Урал, Чукотка, Камчатка, Шпицберген. Поэтому нужны надежные туристические лыжи, поэтому МАЯК и т.д. были сразу отброшены. 


Далее очень кратко о выборе лыж, креп и ботинок, из того что узнал, пока выбирал.

Геометрию туристических лыж можно грубо разделить на 3 типа, для примера возьмем популярную в России линейку Fisher. Выбор геометрии, ширины и длины лыж сильно зависит от вашего веса/роста, стиля похода, используете легкий рюкзак, тяжелый или сани на жесткой сцепке, а также района использования, опыта катания и т.д.

Широкие: SBOUND 98, 112.

Больший вырез талии, есть насечка и быстросъемный камус. Хорошии для средней полосы, Сибири и мест с глубоким, пухлым снегом. Хуже работают на траверсах и насте. Можно брать в рост.

Универсальные: Travers 78 и Excursion 88.

Средний вырез талии, есть насечка и быстросъемный камус. Как и все универсальное, подойдут для большинства условий, но не будет очень хороши в конкретных условиях. Ширины достаточно для тропежки, вырез талии делает их маневренными, что особенно важно на спусках и сложных участках. Можно брать в Рост или + 10.

Классические: E 99/109 XTralite easy skin.

Самые узкие. Средний и маленький вырез талии, обычно без насечки, но с быстросъемным камусом. Хорошо подходят для плоского рельефа, тундровой и арктической местности, позволяют быстрее передвигаться. Можно брать +10 - +20.


Я выбрал Аналог Travers 78, от норвежской компании Asnes, модель Nansen 76. с креплениями NNN BC Rottefella BCX Magnum и ботинками Alfa BC Outback APS GTX.

Вывод после использования.

Лыжи показали себя просто прекрасно, на прямых участках не ерзали. Пухлого и глубокого снега не было, но как мне показалось, тоже будут вести себя отлично. Верхний материал устойчив к царапинам. Камус легко использовать, по сути проходил с ним весь поход.

Крепления. NNN BC Rottefella BCX Magnum позволяют максимально контролировать лыжу, легко встегиваться и снимать, это особенно актуально с рюкзаком. По непонятной причине отвалились пружинные резинки. Видимо они были не плотно установлены… из-за этого ощущения от движения ухудшились. В следующем году пружины приедут в Спорт-Марафон, поэтому не сильно расстроился. В остальном доволен, 5 из 5.

Alfa BC Outback APS GTX, это ботинки с Гамашей на мембране, теплые, технологичные. Внутри имеют большой объем в носке и пятке, фиксируя ногу в районе свода стопы. Это сделано намерено, чтобы кровоток не передавливался и нога не мерзла, в пятке большое углубление, позволяет не натирать ногу. По поводу этого момента я сильно переживал, ведь обычно наоборот, используется плотная фиксация пятки. На всякий случай наклеил пластырь, но за неделю похода неразношенные ботинки не дали даже намека на натирание.

Гамаша удобно стягиваются, не позволяя снегу заваливаться и сохраняет тепло. В ходовой день, при температурах -7-15С было тепло и комфортно. Вечером на биваке при минимуме движений в -25 было нормально, ноги не мерзли. Использовал один лыжный носок, средней плотности.

Камус. Быстросъемный под креплением позволяет идти в гору и по сложному рельефу, а также использовать сани. На спусках он снижает скорость, позволяя не убиться))

Камус на всю лыжу, будет хорош при сильных уклонах или сложным рельефе с тяжелыми санями 40+ кг.


Палатка

Тестировал Hilleberg Nallo 2 GT и она просто прекрасна. Все детали продуманы и вызывают восхищение. Огромный тамбур позволяет разместить вещи и продукты. При необходимости в нем можно комфортно готовить, вырывая яму и свисая ноги, сидеть в палатке и кушать. Легко устанавливается, крепили на снежные якоря и лыжи. Внутренний объем палатки небольшой, это позволяет ее надышать. Конструкция полубочки понравилась. 


Спальник, коврик

Температура зимой может непредсказуемо опускаться до критических значений, чтобы сберечь здоровье, важно использовать снаряжение, которое перекроет все риски.  

Использовал пенку Therm-a-Rest RidgeRest SOLite R-value 2.1 и надувной коврик Therm-a-Rest Neo Air XTherm R-value 6.9. Спальник Mountain Equipment Glacier Expedition -35. Поверх спальника, как конденсатник, накидывали страховочный The North Face Aleutian -7, но необходимости в плане утепления в нем не было, в следующий раз брать не буду.


Сани волокуши

Сани показали себя с лучшей стороны. Равнинные участки безлесья проходятся максимально легко, спина всегда разгружена и не потеет, нет нагрузки на колени. При небольшом подъеме, камус позволяет идти вперед, а при более сильном, когда лыжи начинают проскальзывать, шли зигзагом или лесенкой. Серьезной проблемой был густой лес с кустами, камнями и частым перепадом высот в несколько метров. Скорость передвижения ощутимо падала, сани упирались в стволы или сползали в овраги. Пришлось изменить маршрут. Строить нитку надо было по открытым участкам, в местах болот и редколесья.  


Зимний туризм, это то, к чему обязательно нужно прийти. Потому что это дарит совершенно другие эмоции и открывают другую красоту, даже уже знакомых мест. Но холод не прощает ошибок, поэтому тщательная подготовка повысит безопасность гораздо сильнее, чем летом. 
Поделиться

Павел Руденко, путешественник

Павел Руденко

Хожу в горы и занимаюсь фрирайдом, на равнине сплавляюсь на САП борде и езжу на мотоцикле. Большинство путешествий одиночные.

Цель блога — собрать максимально подробную информацию по маршрутам и снаряжению. Надеюсь вдохновить на новые походы.