1. Pavel Rudenko
  2. Блог
  3. Снаряжение
  4. Зимнее снаряжение
  5. Сани-волокуши в зимних лыжных походах

Сани-волокуши в зимних лыжных походах

Плюсы и минусы использования

15 декабря 2023
Фотография Сани-волокуши в зимних лыжных походах

Сани-волокуши в зимних лыжных походах

Зимние походы открывают совершенно новые горизонты в исследование новых районов и территорий. Когда мороз сковывает окружающую природу, можно строить совершенно нетривиальные маршруты по замерзшим озерам и рекам, покрытым снегом болотам, ранее совершенно не проходимым. 

Открываются новые преимущества — можно поставить палатку где хочешь, почти любая поверхность ровная и адаптивная под лагерь. Но появляются и новые вызовы,

даже если вы очень опытный турист в летних походах, снежные условия подтолкнут вас к изучению нового способа передвижения: на лыжах или снегоступах, а также снег позволит сделать совершенно изящное решение — отказаться от рюкзака и полностью разгрузить спину, используя большие сани-волокуши. 

Поговорим о плюсах, минусах и особенностях их применения.

Что такое сани-волокуши

Большие сани в походе называются — сани-волокуши (в старину: волока, волокуша, волочуга, волочня, волочень, волоковица, колодка). Особое приспособление для перевозки грузов, которое было распространенно в северных и северо-восточных губерниях Российской империи, предок саней. В XIX веке в толковом словаре Даля было указано: «есть деревни в непроезжих лесах и болотах; жители не знают колеса, а ездят, по мокрому моху, на волочугах...»

В англоязычном пространстве есть определение Pulks — это система из саней, упряжи и сцепки между пользователем и санями. Skipulk — та же система, но с жесткой сцепкой, чтобы контролировать сани на крутых спусках. Ну и другие схожие термины вроде expedition snow pulk.

Где использовать?

Идеальные районы использования саней-волокуш — Арктика, Антарктида и Гренладния. Безграничные снежные пространства, настоящие раздолье! Естественно применение больших саней не ограничивается 3 районами, а применимо везде, где можно двигаться на лыжах по относительно плоскому рельефу, избегая большие участки густого леса. Такие условия распространены на Кольском полуострове, Приполярном Урале, Ямале, Чукотке или Камчатки, а так же в не продолжительных походах по средней полосе.

Например, я неоднократно использовал сани-волокуши в походах по Подмосковью, с успехом таща за собой огромную палатку Tentipi на 17 чел и печку, в совокупности перевозя по 40кг.

В лыжных походах по Кольскому северу в районе Имандры, Хибин, Колвицы, Териберки, Ловозерских тундр и привлекаю друзей, ходить в том же стиле. Эксперименты с разными вариантами упряжи, размера саней, фиксации груза, привели к определенным выводам и рекомендациям по подготовке саней, о которых будет в следующей статье.

Плюсы

  • Изумительное ощущение легкости в спине!) В зимних, холодных условиях вещей больше, они объемнее и тяжелее, а двигаться приходится с большими энергозатратами по снегу, при минусовой температуре, поэтому разгрузить спину и сохранить ее сухой становится очень логичной и оправданной задачей. 
  • Как только вы останавливаетесь посмотреть карту или в подождать товарища, в эту же секунду начинаете отдыхаете. Уходит необходимость снимать рюкзак в снег, сохраняя баланс на лыжах и потом снова одевать застегивая пряжку на поясе в варежках, а это может занимать по несколько минут, видел и такое))
  • Можно утащить больше веса, чем в рюкзаке. Яркий пример - полярные экспедиции на 2-3 месяца, где вес саней часто достигает 170кг. В условиях автономного похода и плоского рельефа, можно брать больше и идти дальше.
  • Система саней дешевле зимнего рюкзака.
  • В большие сани-волокуши удобно упаковывать снаряжение. Вплоть до того, что можно хрупкие вещи, можно разложить по кейсам или пластиковым коробкам. Самые популярные сани в России “сани Арктика”, можно загрузить примерно на 150л объема, вторая модель побольше - "сани №13", примерно на 250л. Это позволяет значительно ускорить процесс сборки утром и установки лагеря вечером. А скандинавы, даже используют “Pulk sleep bags”, огромный мешок, в который без компрессии убирается коврик и спальник, что сокращает время установки лагеря и подсушивает спальник в пути.
  • Сани это ваша скамейка. Чтобы отдохнуть, можно даже не снимать лыжи и развалиться на санях, пообедать заготовленным термосом с едой или перекусом.
  • Романтика. Есть в этом некая атмосфера свободы и причастности к полярным экспедициям.

Минусы

  • Единственным минусом вижу не самую удобную транспортировку саней-волокуш к старту маршрута. Идеальным вариантом было бы положить сани в багажник автомобиля и доехать от дома до места старта с комфортом. Но если нужно ехать на РЖД или лететь самолетом, то неудобств чуть больше чем с рюкзаком. Это связано в основном с тем, что большие сани менее удобно нести на себе. Решение есть, обычно креплю упряжь к саням на карабины или вшиваю лямки в мешок и так переношу от такси до поезда или багажа в аэропорту.

Фотография

Особенности

  • При движении по плоскому рельефу, в подавляющем большинстве достаточно лыжной насечки. В редких случаях на перемёрзшем, задутом снегу, уже потребуется короткий или длинный камус. Если на маршруте есть перепады высот, даже незначительные в 5-20м, обязательно потребуется камус на всю лыжу, иначе придется потратить много времени и сил на подъем.
  • Скорость передвижения порой ниже, чем с рюкзаком, за счет дополнительного трения и рывка при движении вперед.

Для формирования полного комплекта придется приложить руки и творческое видение. Т.к. готовый комплект саней от зарубежных брендов вроде Acapulka и Fjallpulken стоит около 700 евро, а доставка крупногабаритного груза в Россию обойдется еще 600 евро, такая покупка становится не очень целесообразной.

Поэтому я каждый год обновлял и улучшал комплект и крайний раз обратился к хорошему товарищу - Денису, он мастер в Территории Странствий и предложил реализовать задумку с вшитым мешком в сани и упряжью. Результат оказалась очень удачным и удобным, поэтому было решено сделать уникальный продукт на отечественном рынке - "сани Арктика” с вшитым мешком из прочного нейлона 420D 150 г/м.кв., с PU пропиткой 2000мм, что позволяет защитить вещи от мокрого снега. У саней специально обрезан верх, а борта усилен алюминиевыми вставками и вшиты ручки.

Результат удачно прошел тест и теперь его можно заказать:

Посмотреть "Сани Арктика"
Поделиться

Автор блога
Павел Руденко

Я люблю отправляться на природу один, это позволяет открыто и глубоко чувствовать ее красоту.

Соло-походы несут больше рисков, поэтому я тщательно изучаю туристическое снаряжение, это моя вторая любовь.

Третья, это делиться с людьми опытом, подробными отчетами и вдохновлять на новые путешествия, именно поэтому создал этот блог.

Павел Руденко, путешественник
Красивое изображение гор